Во-первых, данные санкции носят неправовой характер. В свое время страны Запада справедливо упрекали Россию за сталинские репрессии, когда некие особые совещания "тройки" в отсутствие обвиняемого выносили ему приговор. Но ведь сегодня, принимая решение о введении санкций в отношении физических лиц и целых компаний, западные державы действуют подобным же образом. Никому особенно не известные европейские чиновники без обоснования и доказательств виновности тех или иных лиц, без предоставления обвиняемым возможности выступить в свою защиту или воспользоваться юридической помощью заочно принимают решения, ограничивающие права и свободы людей и организаций, в которых работают сотни тысяч наших сограждан.
Напомню, что с точки зрения международного права признаются только санкции, введенные Советом Безопасности ООН. Все остальное - жесткие дискриминационные меры, которые еще к тому же попахивают недобросовестной конкуренцией. Они наглядно показали крах модели правового государства в западных демократиях.
Во-вторых, всем понятно, что данные меры применяются не против конкретных лиц, а против России в целом. Экономика США находится в глубоком кризисе. Система, построенная на господстве доллара во всем мире и возможности обменивать его практически бесплатно на физические и природные ресурсы, больше работать не может. Задача Соединенных Штатов - подавить любые возникающие потенциальные центры силы. Одним из таких центров как раз становится Россия. Поэтому санкции в отношении нашей страны направлены не на разрешение той или иной международной проблемы, а на разрушение российской государственности и экономики.
В то же время они парадоксальным образом дают России возможность усилиться, об этом говорят многие. Исторически наша страна сплачивалась и совершала рывок в своем развитии именно во время трудностей. Так мы устроены. Сегодня, отвечая на санкции, мы должны развивать различные отрасли российской промышленности и сельского хозяйства. Надо подтянуть те сферы нашей жизни, которые оказались незаслуженно отодвинутыми на второй план. Нам дан замечательный исторический шанс для модернизации России.
Но, говоря о модернизации, мы должны быть крайне осторожны в вопросах, связанных с самоограничениями. Безусловно, по пути самоограничений должны пойти элиты. И мы уже двинулись в эту сторону, приняв закон об уменьшении размеров "золотых парашютов", то есть компенсаций и выходных пособий, связанных с прекращением действия трудового договора руководителей государственных организаций и корпораций. Кроме этого, необходимо ограничить доходы представителей элиты, сделать так, чтобы они тратили заработанные средства в первую очередь на родине. Но ни в коем случае не следует использовать ситуацию, сложившуюся в связи с санкциями, для ограничения в чем-то широких слоев общества.
Мы должны в полной мере сохранить социальные обязательства государства и покупательную способность основной массы населения. Сохранение этой покупательной способности возможно только при постепенном росте доходов трудящихся и пенсионеров. Для этого государство должно задействовать резервный фонд, правильно работать с пенсионными накоплениями. Именно покупательная способность является залогом развития внутреннего рынка, а значит, залогом экономического возрождения России, несмотря ни на какие санкции.